Задача историй (сказок) - помочь установить связь с ресурсами (сферами жизни), научиться настраиваться на их волну. Это образный (метафорический) подход к освоению ресурса, альтернативный рациональному, осознанному.
Далее будет сказка, которая открывает "доступ" к ресурсу (сфере) и толкование.
Задание: прочитать, прочувствовать и поразмышлять, можно письменно в отчёте.
Сказка о царе Салтане
(А.С. Пушкин)
фрагментВ синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит...
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на́ море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Толкование сюжета
Здесь тоже фрагмент из произведения Пушкина, но сюжет старинный, даже у Афанасьева в сборнике есть несколько подобных.
Хотя история Лебедя и Гвидона закончилась их любовью и свадьбой, все-таки на протяжении всей поэмы речь идет об их дружбе.
Любовь нередко вырастает из дружбы, но нельзя путать настоящую дружбу и френдзону.
В первом случае люди сначала друзья, а потом между ними возникает взаимное влечение. Во втором случае влечение у одного есть сразу, другому оно очевидно, но ему нечем ответить, кроме «дружбы» из жалости. То есть во втором случае нет ни дружбы, ни любви. А в первом случае к дружбе позже добавляется и любовь.
Дружба Лебедя и Гвидона начинается с того, что он случайно становится свидетелем опасного конфликта между нею и коршуном-колдуном. Хотя Гвидон сам собирался подстрелить дичь для себя и мамы, он мгновенно принимает верное решение – помогает Лебедю.
Скорее всего им двигал не рассудок, а импульсивное сочувствие, именно это и пришлось по душе Лебедю.
Если вы человек внимательный, способный к состраданию, скорее всего вы способны на импульсивную помощь незнакомому человеку и с этого очень часто начинается самая лучшая дружба.
Дружат «против кого-то», потому что дружба – это, по сути, сплочение людей ради коллективной силы, ради команды, сообщества.
Социальный интеллект – это умение связывать несколько Я в коллективное Мы. Это – способности лидера в структуре горизонтальных связей, нечто совсем иное, чем иерархия.
Вместе намного проще влиять на разные социальные процессы, против которых один человек – ноль.
Однако дружба несет и свои опасности, личность в ней уже не принадлежит себе, у нее как и у других есть коллективные обязательства и ее цели подчинены коллективным. Но и польза часто того стоит.
В сказке Лебедь отвечает на помощь Гвидона преданной и очень полезной ему дружбой.
Чаще всего дружат люди равные, с одинаковой объективной значимостью, поэтому помощь друг другу в паре друзей заключается обычно в мелких услугах, поддержке, подстраховке в случае форс-мажоров.
В сказке мы видим пример дружбы с пропастью объективной значимости. Это стало возможным благодаря тому, что изначальное вложение Гвидона было огромным, он спас Лебедю жизнь. Поэтому она с удовольствием помогала ему.
Обратите внимание, как волшебные помощники в сказках, неукоснительно соблюдают главный полевой закон – благодарность. Если бы люди видели поле чуть лучше, они сами бы более всего на свете опасались неблагодарности.
Кроме того имеет значение и прокачка Гвидоном ресурса Дружбы и развитие социального интеллекта.
Гвидон просит у Лебедя помощи в том, что вызывает у нее понимание и интерес. Очень важно, чтобы коллективные цели, или цели пары друзей, обоим казались очень важными. Если кто-то считает эти цели ерундой, он выпадает из дружбы.
Поэтому самое главное, если вы хотите подключить этот ресурс, не навязывать друзьям тех своих задумок, которые им не слишком интересны. Это касается даже самых простых идей: где вы будете тусить, что вы будете пить, чем развлекаться. Каждый в коллективе должен ставить коллективное выше личного, и те, кто этого не умеют, остаются без дружбы.
Как проявляется воздушный подход Состязание в ресурсе Дружба?
Друзья часто предаются играм и легким соревнованиям, так они не столько развлекаются, сколько показывают друг другу, на что они способны. С этим связаны шутливые мужские потасовки, женские пикировки, шутки и остроты.
Многие любят друзей за возможность вместе посмеяться и правильно делают.
Видя, что ваши друзья не лыком шиты, остры на язык и могут за себя постоять, вы чувствуете себя надежно рядом с ними. Враг даже близко не подойдет к вашей компании, пока у вас такие друзья. Юмор – отличное оружие, а уж коллективный юмор – тем более.
В продолжении сказки мы видим, как Гвидон ненавязчиво ставит перед Лебедью задачи. Он описывает чудеса, а Лебедь чувствует вызов и азарт повторить чудеса.
Предлагать друзьям действительно интересные квесты, загадки и состязания – лучший способ собрать вокруг себя большую и дружную тусовку.
Это простой, но далеко не каждому известный секрет ресурса Дружба.
Для ресурса Дружба очень важно, чтобы ваши друзья видели, что вы, с одной стороны, способны к состязаниям, а с другой стороны никогда не будете с ними соперничать, всегда будете вместе с ними соперничать против кого-то чужого.
Дружба – это Совместное Состязание, в одной команде, а между с собой только в формате тренировок и игр с четкими правилами.
Как только личная победа в состязаниях становится для вас важней командной, ресурс Дружба отворачивается от вас.
М. Комиссарова