Сказка про Любовь
Задача историй (сказок) - помочь установить связь с ресурсами (сферами жизни), научиться настраиваться на их волну. Это образный (метафорический) подход к освоению ресурса, альтернативный рациональному, осознанному.

Далее будет сказка, которая открывает "доступ" к ресурсу (сфере) и толкование.
Задание: прочитать, прочувствовать и поразмышлять, можно письменно в отчёте.

Руслан и Людмила

(А.С. Пушкин)


Песнь четвертая

Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же — честь и слава им! —
Женитьбы наши безопасны…
Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым.
Но есть волшебники другие,
Которых ненавижу я:
Улыбка, очи голубые
И голос милый — о друзья!
Не верьте им: они лукавы!
Страшитесь, подражая мне,
Их упоительной отравы,
И почивайте в тишине.
Поэзии чудесный гений,
Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая верный житель,
И музы ветреной моей
Наперсник, пестун и хранитель!
Прости мне, северный Орфей,
Что в повести моей забавной
Теперь вослед тебе лечу
И лиру музы своенравной
Во лжи прелестной обличу.
Друзья мои, вы все слыхали,
Как бесу в древни дни злодей
Предал сперва себя с печали,
А там и души дочерей;
Как после щедрым подаяньем,
Молитвой, верой, и постом,
И непритворным покаяньем
Снискал заступника в святом;
Как умер он и как заснули
Его двенадцать дочерей:
И нас пленили, ужаснули
Картины тайных сих ночей,
Сии чудесные виденья,
Сей мрачный бес, сей божий гнев,
Живые грешника мученья
И прелесть непорочных дев.
Мы с ними плакали, бродили
Вокруг зубчатых замка стен,
И сердцем тронутым любили
Их тихий сон, их тихий плен;
Душой Вадима призывали,
И пробужденье зрели их,
И часто инокинь святых
На гроб отцовский провожали.
И что ж, возможно ль?.. нам солгали!
Но правду возвещу ли я?
Младой Ратмир, направя к югу
Нетерпеливый бег коня,
Уж думал пред закатом дня
Нагнать Русланову супругу.
Но день багряный вечерел;
Напрасно витязь пред собою
В туманы дальние смотрел:
Всё было пусто над рекою.
Зари последний луч горел
Над ярко-позлащенным бором.
Наш витязь мимо черных скал
Тихонько проезжал и взором
Ночлега меж дерев искал.
Он на долину выезжает
И видит: замок на скалах
Зубчаты стены возвышает;
Чернеют башни на углах;
И дева по стене высокой,
Как в море лебедь одинокой,
Идет, зарей освещена;
И девы песнь едва слышна
Долины в тишине глубокой.
«Ложится в поле мрак ночной;
От волн поднялся ветер хладный.
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный.
Здесь ночью нега и покой,
А днем и шум и пированье.
Приди на дружное призванье,
Приди, о путник молодой!
У нас найдешь красавиц рой;
Их нежны речи и лобзанье.
Приди на тайное призванье,
Приди, о путник молодой!
Тебе мы с утренней зарей
Наполним кубок на прощанье.
Приди на мирное призванье,
Приди, о путник молодой!
Ложится в поле мрак ночной;
От волн поднялся ветер хладный.
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный».
Она манит, она поет;
И юный хан уж под стеною;
Его встречают у ворот
Девицы красные толпою;
При шуме ласковых речей
Он окружен; с него не сводят
Они пленительных очей;
Две девицы коня уводят;
В чертоги входит хан младой,
За ним отшельниц милых рой;
Одна снимает шлем крылатый,
Другая кованые латы,
Та меч берет, та пыльный щит;
Одежда неги заменит
Железные доспехи брани.
Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой.
Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез,
И жар от них душистый пашет;
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает
И в ароматах потопляет
Темнокудрявые власы.
Восторгом витязь упоенный
Уже забыл Людмилы пленной
Недавно милые красы;
Томится сладостным желаньем;
Бродящий взор его блестит,
И, полный страстным ожиданьем,
Он тает сердцем, он горит.
Но вот выходит он из бани.
Одетый в бархатные ткани,
В кругу прелестных дев, Ратмир
Садится за богатый пир.
Я не Омер: в стихах высоких
Он может воспевать один
Обеды греческих дружин
И звон и пену чаш глубоких.
Милее, по следам Парни,
Мне славить лирою небрежной
И наготу в ночной тени,
И поцелуй любови нежной!
Луною замок озарен;
Я вижу терем отдаленный,
Где витязь томный, воспаленный
Вкушает одинокий сон;
Его чело, его ланиты
Мгновенным пламенем горят;
Его уста полуоткрыты
Лобзанье тайное манят;
Он страстно, медленно вздыхает,
Он видит их — и в пылком сне
Покровы к сердцу прижимает.
Но вот в глубокой тишине
Дверь отворилась: пол ревнивый
Скрыпит под ножкой торопливой,
И при серебряной луне
Мелькнула дева. Сны крылаты,
Сокройтесь, отлетите прочь!
Проснись — твоя настала ночь!
Проснися — дорог миг утраты!..
Она подходит, он лежит
И в сладострастной неге дремлет;
Покров его с одра скользит,
И жаркий пух чело объемлет.
В молчаньи дева перед ним
Стоит недвижно, бездыханна,
Как лицемерная Диана
Пред милым пастырем своим;
И вот она, на ложе хана
Коленом опершись одним,
Вздохнув, лицо к нему склоняет
С томленьем, с трепетом живым,
И сон счастливца прерывает
Лобзаньем страстным и немым…
Но, други, девственная лира
Умолкла под моей рукой;
Слабеет робкий голос мой —
Оставим юного Ратмира;
Не смею песней продолжать:
Руслан нас должен занимать,
Руслан, сей витязь беспримерный,
В душе герой, любовник верный.
Упорным боем утомлен,
Под богатырской головою
Он сладостный вкушает сон.
Но вот уж раннею зарею
Сияет тихий небосклон;
Всё ясно; утра луч игривый
Главы косматый лоб златит.
Руслан встает, и конь ретивый
Уж витязя стрелою мчит.
И дни бегут; желтеют нивы;
С дерев спадает дряхлый лист;
В лесах осенний ветра свист
Певиц пернатых заглушает;
Тяжелый, пасмурный туман
Нагие холмы обвивает;
Зима приближилась — Руслан
Свой путь отважно продолжает
На дальный север; с каждым днем
Преграды новые встречает:
То бьется он с богатырем,
То с ведьмою, то с великаном,
То лунной ночью видит он,
Как будто сквозь волшебный сон,
Окружены седым туманом,
Русалки, тихо на ветвях
Качаясь, витязя младого
С улыбкой хитрой на устах
Манят, не говоря ни слова…
Но тайным промыслом храним,
Бесстрашный витязь невредим;
В его душе желанье дремлет,
Он их не видит, им не внемлет,
Одна Людмила всюду с ним.
Но между тем, никем не зрима,
От нападений колдуна
Волшебной шапкою хранима,
Что делает моя княжна,
Моя прекрасная Людмила?
Она, безмолвна и уныла,
Одна гуляет по садам,
О друге мыслит и вздыхает,
Иль, волю дав своим мечтам,
К родимым киевским полям
В забвенье сердца улетает;
Отца и братьев обнимает,
Подружек видит молодых
И старых мамушек своих —
Забыты плен и разлученье!
Но вскоре бедная княжна
Свое теряет заблужденье
И вновь уныла и одна.
Рабы влюбленного злодея,
И день и ночь, сидеть не смея,
Меж тем по замку, по садам
Прелестной пленницы искали,
Метались, громко призывали,
Однако всё по пустякам.
Людмила ими забавлялась:
В волшебных рощах иногда
Без шапки вдруг она являлась
И кликала: «Сюда, сюда!»
И все бросались к ней толпою;
Но в сторону — незрима вдруг —
Она неслышною стопою
От хищных убегала рук.
Везде всечасно замечали
Ее минутные следы:
То позлащенные плоды
На шумных ветвях исчезали,
То капли ключевой воды
На луг измятый упадали:
Тогда наверно в замке знали,
Что пьет иль кушает княжна.
На ветвях кедра иль березы
Скрываясь по ночам, она
Минутного искала сна —
Но только проливала слезы,
Звала супруга и покой,
Томилась грустью и зевотой,
И редко, редко пред зарей,
Склонясь ко древу головой,
Дремала тонкою дремотой;
Едва редела ночи мгла,
Людмила к водопаду шла
Умыться хладною струею:
Сам карла утренней порою
Однажды видел из палат,
Как под невидимой рукою
Плескал и брызгал водопад.
С своей обычною тоскою
До новой ночи, здесь и там,
Она бродила по садам:
Нередко под вечер слыхали
Ее приятный голосок;
Нередко в рощах поднимали
Иль ею брошенный венок,
Или клочки персидской шали,
Или заплаканный платок.
Жестокой страстью уязвленный,
Досадой, злобой омраченный,
Колдун решился наконец
Поймать Людмилу непременно.
Так Лемноса хромой кузнец,
Прияв супружеский венец
Из рук прелестной Цитереи,
Раскинул сеть ее красам,
Открыв насмешливым богам
Киприды нежные затеи…
Скучая, бедная княжна
В прохладе мраморной беседки
Сидела тихо близ окна
И сквозь колеблемые ветки
Смотрела на цветущий луг.
Вдруг слышит — кличут: «Милый друг!»
И видит верного Руслана.
Его черты, походка, стан;
Но бледен он, в очах туман,
И на бедре живая рана —
В ней сердце дрогнуло. «Руслан!
Руслан!.. он точно!» И стрелою
К супругу пленница летит,
В слезах, трепеща, говорит:
«Ты здесь… ты ранен… что с тобою?»
Уже достигла, обняла:
О ужас… призрак исчезает!
Княжна в сетях; с ее чела
На землю шапка упадает.
Хладея, слышит грозный крик:
«Она моя!» — и в тот же миг
Зрит колдуна перед очами.
Раздался девы жалкий стон,
Падет без чувств — и дивный сон
Объял несчастную крылами.
Что будет с бедною княжной!
О страшный вид: волшебник хилый
Ласкает дерзостной рукой
Младые прелести Людмилы!
Ужели счастлив будет он?
Чу… вдруг раздался рога звон,
И кто-то карлу вызывает.
В смятеньи, бледный чародей
На деву шапку надевает;
Трубят опять; звучней, звучней!
И он летит к безвестной встрече,
Закинув бороду за плечи.

Толкование сюжета


В этот раз одна часть из большого произведения, но вы можете сами прочитать его целиком, если вдруг не читали или забыли.

Пушкин начал писать «Руслана и Людмилу» в 19 лет, а задумал, как считается, в 15. В этом произведении все – про ресурс Любовь.

Прежде всего мы должны понимать, что Черномор – тотем ресурса, мы должны его уважать, хотя и выглядит он врагом людей. У нас был только один такой ресурс, где тотем выглядел врагом, это Искусство с его Царем Медведем.

Во всех остальных ресурсах тотемы выглядели либо нейтрально, либо дружелюбно по отношению к человеку.

А здесь – злодей.

Однако, дружелюбие тотемов – иллюзия, как и их злодейство.

Тотемы – это высшие силы, Хранители ресурсов, которые, в целом, достаточно равнодушны к человеку, и симпатизируют (умеренно) только тем, у кого ресурс уже прокачан.

Очень важно избавиться от эгоцентризма и от детского ощущения, что мир вращается вокруг человека, что силы природы служат ему. Силы природы живут по своим законам и, если человек сможет интегрироваться, то есть гармонично встроиться в мир, он сможет получить свою пользу.

В противном случае он будет все время лишним и будет чувствовать, что поле делает ему подножки, морочит голову. Он может воображать себя волшебником, приказывающим Вселенной, однако все чудеса останутся в его воображении, а в реальности – разбитое корыто и кредиты с процентами.

Чтобы узнать Истину, не нужно никакого посвящения, она совершенно очевидна и много раз сформулирована. Человек должен жить по правилам, которые придуманы до него, он должен стараться быть полезным, тогда поле будет лояльно.

Тотемы не обязаны быть добрыми. И помогать человеку они тоже не должны, поиздеваться над ним могут, особенно если на нем корона. Корона бесит всех, не только людей.

Черномор хоть и представлен юным Пушкиным злобным карликом, является достаточно нейтральной силой, и характер его исключительно воздушный: он любит состязания и хочет играть.

В сказках Кощеи, Змеи, гуси-лебеди и прочие силы нередко уносят невест.

Для героя это означает обычно то, что невесты ему пока не положено, не заслужил.

Обычно это часть испытания Короля, который должен понравиться Королеве. Это так называемая мужская инициация.

Король преодолевает путь, в процессе которого мужает, становится умней и сильней, тогда Королева ему и достается.

Но с точки зрения ресурса Любовь нам будет интересно вот что.

Черномор украл невесту со свадьбы и в путь за ней двинулся не только Руслан, но и несколько его конкурентов.

Это сюжет элевсинской мистерии, где Аид крадет Кору-Персефону, а Деметра отправляется за ней. В орфических вариантах той же мистерии жених отправляется за невестой.

В ресурсе Любви постоянно проигрывается этот сюжет. Если Король человека оказывается не достоин, Королеву партнера или партнерши уносит ветром. Это выглядит как конец влечения к нему, как отрицательная динамика значимости.

Любовь к вам – это когда ваш Король нравится Королеве другого человека, ваша любовь – это когда чужой Король нравится вашей Королеве. Свой плюс потому и сложно снижать, что своей Королевой мы плохо владеем, особенно пока ее отношения с собственным Королем не очень.

Взаимная любовь – это когда ваша Королева влюблена в Короля человека, а его или ее Королева влюблена в вашего Короля.

Поэтому если кого-то начинает уносить от вас силами поля, отворачивать, отдалять, вам нужен сильный Король (воля, самоуважение, сознание), чтобы вести себя красиво и расположить силы поля, выиграть состязание с Черномором.

Обратите внимание, не с Королевой чужой надо сражаться, как делают многие, преследуя человека с щипцами, а с той силой поля, которая отвратила ее от вас. Для этого вы должны вернуться в границы и вести себя как сильный, благородный человек, но и хороший стратег.

Со стратегией вашего поведения связана прокачка эмоционального интеллекта. Уметь вести себя так, чтобы поле развернулось в вашу сторону, а динамика вашей значимости стала положительной – это и значит победить в Состязании Черномора.

Помните только, что это состязание – игра. Ресурс Воздуха намного сильней вас, и если устраивает вам квест, то чтобы посмотреть на что вы способны, поиграть с вами. Не важничайте, если вдруг победили, не злитесь, если проиграли.

В приведенном отрывке с Черномором состязаются три героя, Руслан, Людмила и Ротмир, который быстро сходит с дистанции.

Ротмир – это то, как ведут себя большинство людей. Вместо реальной любви они соблазняются иллюзиями и любят лярв.

Пушкин пишет про видения, очаровавшие Ротмира и сбившие его с пути, что это ненавистные ему волшебницы.

Ротмир и разницы особой не уловил: Людмила или сладкоголосые нимфы. Нимфы в чем-то даже лучше: они доступны как своя правая рука, ради них не надо напрягаться.

Большинство людей в ресурсе любви пребывают в грезах, иногда дорисовывая реальные истории, а иногда обходясь только иллюзиями, пока ресурс не заблокируется совсем.

Другое дело Руслан, он видит реальность хорошо, поэтому делает правильные ходы, поэтому находит Черномора и даже находит у Черномора слабое место, его бороду, если вы помните сказку. С помощью этого рычага он заставляет Черномора принести его к Людмиле.

Для развития эмоционального интеллекта достаточно отсутствия короны. Эмпатия есть у всех и мешает ей только корона. Снять корону, поправить локус, и ваша эмпатия будет в порядке. И это значит – прокачанный ресурс Любовь.

Оставшаяся прокачка– та задача, которую в сказке выполняла Людмила.

Прокачка ресурса Любовь состоит из работы Короля и работы Королевы.

Задача Короля – быть достойны любви Королевы.

Задача Королевы – сохранить верность Королю.

Работа Короля позволяет вам избегать плюса партнера.

Это значит вас будут всегда любить.

Работа Королевы избегать своего плюса.

Это значит вы будете любить того, кого выбрали.

Для того, чтобы прокачать ресурс Любовь, вполне достаточно одной лишь работы Короля.

Но если мы говорим о максимальной прокачке, то это умение поддерживать не только минус партнера, не только любовь чужой Королевы, но и свой собственный минус тоже, любовь своей Королевы.

Давайте посмотрим, в чем состоит такая магия.

Черномор – сильный колдун, поэтому Людмила сразу же накрылась колпачком, то есть шапкой-невидимкой.

Необходима скромность и отсутствие жадности, чтобы не поддаваться искушениям.

Под колпачком Людмилу Черномор долго не мог поймать, пока не услышал плеск воды.

И он обратился в Руслана, чтобы сбить ее с толку. И сбил.

Если вы любите фигуру больше, чем человека, вы можете увидеть эту фигуру в ком-то другом.

М. Комиссарова
Made on
Tilda